суббота, 16 декабря 2017 г.

Римский календарь для современной ведьмы: Декабрь – «десятый» месяц

Декабрь (лат. «December») – это «децем», «десятый» месяц в самом старом из римских календарей, составленных основателем Рима – Ромулом. 
После реформы Нумы Помпилия, когда к календарю добавились другие месяцы, то декабрю, как осенним месяцам, оставили его прежнее название. 
Считается, что декабрь, как последний месяц года, посвящен Сатурну, а январь – первый месяц года – Янусу. 

Декабрьские праздники римского календаря:
3 декабря – Праздник Доброй Богини (Bona Dea) 
Бона Деа (лат. «Добрая Богиня») – это богиня справедливости, богиня-мать, покровительница замужних женщин, почитаемая ими как богиня плодородия, целомудрия, врачевания, имя которой было известно только посвященным. 
Ритуальные церемонии в честь богини держались в глубокой тайне, и мужчинам строго запрещалось присутствовать на них. 
Ее главный праздник отмечался 1 мая.
В декабре принято было благодарить богиню за урожай и ниспосланные в течение этого года дары.

5 декабря – Фауналии 
Это – праздник, посвященный посвященные Фавну.
Фавн (лат. Faunus) — это древний, италийский бог, впоследствии отождествленный с греческим Паном. 
Это — добрый и милостивый бог, в чьем образе древние италийцы почитали доброго духа гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего плодородие полям, животным и людям.
Он считался сыном Пика и внуком Сатурна, и обладал даром пророчества, который унаследовал от отца. Позднее стал почитаться как бог-покровитель земледелия и скотоводства. 
Свои пророчества он посылал в шелесте листьев в своей священной роще. Страшные предсказания тем, кто ему не угодил, он посылал кошмарами во сне. 
Если человек хотел получить ответ на мучившие его вопросы, он должен был без страха, находясь в священной роще, лечь на шкуру принесенной в жертву овцы и получить пророчество Фавна в сновидении. Именно Фавн решал, достоин ли тот получить ответы на свои вопросы, и в зависимости от этого, посылал или пророчество, или кошмары.
Его послания всегда были сложены сатурнийским стихом.
Главный праздник Фавна – это февральские Луперкалии. Однако, любя и почитая бога Фавна, римские земледельцы и пастухи праздновали еще и фавналии, которые справляли 5 декабря под открытым небом. 
В дар богу в этот день приносили вино, молоко и заколотых козлов. Празднества заканчивались веселым пиром, в котором символически принимал участие и сам веселый и добрый Фавн. 
В этот день скоту дозволялось бродить по полям и лесам без пастухов, потому что, согласно преданиям, в день праздника Фавн — Фауналии — волки не смели трогать скот.
Так же, в этот день пахотные животные отдыхали, а рабам разрешалось веселиться на лугах и перекрестках дорог. 
Впоследствии, образ бога изменился. 
Из доброго покровителя лесов и пастухов, Фавн превратился в хитрого духа, воровавшего детей, посылавшего болезни и кошмары. Подобно Инкубу, он вступал в сексуальную связь со всеми животными и соблазнял женщин. 
При этом, наряду с единым божеством, возникло представление о том, что фавнов много, как и греческих сатиров, и говорилось об их близости к нимфам. Так с уровня божества Фавн был смещен на уровень духа.

8 декабря – праздник в честь бога Тиберина
Это – бог реки Тибр, чей храм располагался на острове, где 8 декабря ему приносили жертвы. 
Тиберин почитался также в июле и в августе.

10 декабря - праздник «Свет Мира» 
Это - праздник в честь Либертас (лат. «Свобода») — римской богини Свободы, которая соответствует греческой богине Свободы Элеутерии.
Как и другие персонификации абстрактных понятий, Либертас не имела родителей или каких-либо родственных связей, хотя под именем «Либера» она связана с богом свободы Либером, праздник в честь которого отмечался в апреле.
Культ этой богини довольно поздний. Он возник одновременно с Римской республикой. 
Особенно широко ее почитали низшие слои населения, для которых она была воплощением освобождения от гнета патрициев.
Храм в честь Либертас был на Авентинском холме в 238 году до н. э., где ей поклонялись во время Второй Пунической войны. 
В I в. До н.э. на северной стороне Римского Форума, в Атриуме, появилась статуя богини
Изображение богини Либертас: Богиня изображалась…
*в виде женщины, держащей в левой руке копьё или рог изобилия, а в правой — шапку, олицетворявшую освобождение, или
*в виде бюста, с характерной причёской на голове. 
Сегодня к Либертас, как и к Элеутерии, ведьмы обращаются:
*с просьбами об освобождении от отягощающих или ограничивающих уз, 
*с просьбами о силе духа, которая необходима, чтобы добиться самодостаточности и свободы, 
*за помощью в утверждении и отстаивании законных и моральных прав и свобод.

11 декабря – Агоналии 
Агоналии (лат. «Agonalia») или Агонии (лат. «Agonia») – это праздник в честь Януса, прозванного Агоном (борец). 
Янус – это бог начала и конца, входов и выходов. Он считался богом совершавшихся событий и покровителем всех человеческих начинаний.
В этот день, в святилище Януса, расположенном на холме, местные жрецы, совершали очистительное жертвоприношение.

13 декабря – Сементивы 
Это – празднества зимнего посева, посвященные богиням Теллус и Церере
Теллус (лат. «Tellus», «Tellus Mater» -  аналогично «Terra Mater», «Мать-Земля») – это богиня, олицетворяющая плодородную почву, материнское лоно земли, воспринимающее семена и дающее новую жизнь. Она считалась создательницей всего сущего.
В этой своей ипостаси она сливается с Церерой, богиней Земли, плодородия и урожая.
С другой стороны, к Теллус обращались и как к богине Смерти и Подземного Мира, поскольку она представляла собой землю – как общую «могилу» всего, что утратило жизнь.
В этой своей ипостаси она сливается с Прозерпиной – правительницей Подземного Мира, хранительницей душ умерших, дочерью Цереры.
Традиционно, в молитвах было принято призывать Теллус вместе с Церерой.

15 декабря – Консуалии
Это - праздник жатвы, посвященный Консу – богу земли и посевов, собранного и упрятанного в подземные хранилища зерна. 
В Риме его алтарь находился под землей и открывался только дважды в год, вовремя Консуалий: 15 декабря – по окончании посевов и 21 августа - после жатвы.
Ежегодно Консуалии открывались в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвящённого богу. Их начинали конные бега и гонки на колесницах
В эти дни богу приносились жертвы, украшались венками из цветов лошади и мулы, устраивались состязания пастухов.

17-23 декабря - Сатурналии.
Сатурналии – это самый популярный и радостный праздник римского календаря. Он посвящен древнему богу Сатурну. 
Сатурн – это бог плодородной земли и посевов, покровитель земледельцев. Считается, что именно он изобрел соху и научил людей обрабатывать землю, удобрять ее, выращивать урожай. Он является Правителем Золотого Века. 
Сатурн известен также под именами «Отец Времени», «Отец Богов», «Великий Учитель», «Правитель Золотого Века». 
В Риме его храм находился вблизи Капитолия. Под этим храмом - под охраной Сатурна - хранились римская казна и договоры о государственных долгах и доходах.
Статуя Сатурна в течение целого года, за исключением сатурналий, была увита – «закована» - шерстяными лентами, чтобы благодать, исходящая от бога, вечно была связана с Римом и его народом. 
Бога изображали с серпом, как символом земледелия, и початком кукурузы в руках. В последствии, когда его образ слился с греческим Кроносом, он начал изображаться как «Отец Времени» - в виде бородатого мужчины, с наброшенным на голову капюшоном. Серп в его руках превратился в косу, и появились песочные часы, символизирующие контроль за временем. Фигура Сатурна как бы напоминает нам: 
«Прошедшее время - невозвратимо. Используйте его разумно»
Супругой Сатурна является богиня плодородия Oпс.
Сатурналии (лат. «Saturnalia») – это веселые празднества в честь бога Сатурна, создателя земледелия, проводимые в память о его Золотом Веке и продолжавшиеся семь дней.
Празднования были посвящены сбору последнего урожая и завершению первых посевных земледельческих работ, когда все стремились к отдыху и веселью.
В этот период прекращалась всякая общественная деятельность. Не работали суды и школы, приостанавливались торговые и боевые действия.
В эти дни принято было обмениваться подарками, пить много вина, петь песни, веселиться.
Для рабов, это было время относительной свободы. Они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и могли высказать хозяину свои пожелания.
На время праздника почти все обычные ограничения были смягчены. Разрешались публичные азартные игры. Даже рабам разрешалось играть в кости и не нужно было работать.
Рабы в эти дни считались равными свободным гражданам. Им позволялось носить одежду их хозяев. 
Лукиан пишет, что в Сатурналии сам бог заявляет примерно следующее: 
«Во время Моей недели я запрещаю работать. 
Пейте, шумите, веселитесь! Играйте в кости! 
Рабы пируют! 
Все поют и веселятся! 
Всему этому я покровительствую!». 
Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о Золотом Веке правления Сатурна, когда царило изобилие, все люди жили в мире и были равны, а земля всегда давала богатые урожаи. 
17 декабря общественное празднество начиналось с жертвоприношения возле храма Сатурна на форуме. После этого устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы. Затем начинались массовые гулянья и веселье, было много женщин и детей, их осыпали сладостями и орехами. Улицы были запружены народными толпами и всюду раздавались восклицания 
«Jo Saturnalia!» («Это Сатурналия!»).
В семьях этот день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье. Друзья и родственники обменивались подарками.
Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в заключительный период Республики – семи дней). 
Последний день назывался «Сигилларии», потому что именно тогда было принято дарить друг другу маленькие глиняные фигурки (сигиллария).
Традиционные праздничные подарки: 
*восковые свечи как символ зимнего солнцестояния, на которое приходились праздничные дни, и
*фигурки, сделанные из терракоты или теста - пережитки обряда жертвоприношения Сатурну.
Черты Сатурналий:
*Всеобщее веселье, смех, радость,
*ослабление обычных законов и морально-нравственных правил,
*отдых, 
*невоздержанность в винопитии,
*общие пиры,
*повсюду звучат радостные песни,
*массовые переодевания и хождение ряженых,
*одаривание подарками родных и друзей.
Именно этот праздник стал родоначальником карнавалов.

19-20 декабря – Опалии
Это - праздник в честь Опс – богини земледелия, посевов, жатвы, плодородия и процветания.
Опалии проводились во время Сатурналий. В эти дни богине приносили благодарственные жертвы на алтарях ее храмов.
Из даров она предпочитала хлеб из зерна нового урожая и вино.

21 декабря - Ангероналии
Это - праздник в честь Ангероны – богини молчания, хранительницы тайн, секретов и сокрытого, и сам ее образ был, во многом, тайным и сокрытым для римлян.
Считается, что она оберегает священное имя города Рима и является хранительницей Рима и его граждан.
Богиню изображали с завязанным ртом и пальцем, прижатым к губам, призывающую к молчанию. Во время празднования ангероналий, приходящихся на дни зимнего солнцестояния, этот жест богини олицетворял самую длинную ночь года.
В ведении богини находятся страхи и скорби, которыми она управляет, и от которых может как защитить от них, так и наслать их на тех, кого хочет наказать.
Так же, Ангерона почитается как богиня смены времен года и родовспомогательница, что снова обращает внимание на Ангероналии, отмечаемые в дни зимнего солнцестояния, когда рождается Бог – Солнца. Можно говорить, что Ангерона выступает как богиня-повитуха при рождении Нового Солнца.
Сегодня ведьмы обращаются к Ангероне… 
*во время ритуалов посвящения - для получений благословения на доступ к сакральным, тайным знаниям,
*с просьбами о сохранении тайн,
*с просьбами о сохранении в тайне духовного выбора ведьмы, если она находится среди людей, негативно относящихся к ведовству и ведьмам, 
*ее почитают в ипостаси Девы.

23 декабря - Ларенталии 
Это - праздник, посвященный богине Акке Ларенции
Акка Ларенция - это римская гетера, которая провела ночь с Геркулесом и получила за это его награду - брак с богатейшим человеком, который оставил ей свое состояние, которое она впоследствии завещала римлянам.
Как богиня она олицетворяла плодородие городских земель, урожай; к ней обращались с просьбами о благополучии, приумножении благосостояния. Также, считалось, что она может помочь удачно выйти замуж.
В дни Ларенталий…
*центром празднества являлась гробница Акки Ларенции в Валабре,
*там ей приносили благодарственные жертвы и дары.
Культ Акки Ларенции является преемником древнего культа хтонической богини Ларунды, и Ларенталии входили в цикл празднеств, посвященных памяти умерших предков, которых потомки благодарили за помощь и поддержку в течение года.

31 декабря - День Гекаты. 
Последний день года, как и последний день любого месяца посвящался Великой Богине Гекате, культ которой пришел к римлянам из Греции. 
Но «День Гекаты» 31 декабря - это чисто римский праздник
Геката – это богиня – титанида, пользующаяся уважением олимпийских богов, благодаря чему Зевс, после победы над титанами, наделил ее властью над Небом, Землей и Морем.
Люди, которым она благоволила, всегда получали благословение богини и ее дары в любой сфере жизни.
Она почитается как 
«Всевидящая», «Мудрая» и как Защитница Ведьм.


Комментариев нет:

Отправить комментарий